Онлайн-конференция «Итоги строительного сезона — 2024», организованная под эгидой ТЕХНОНИКОЛЬ, собрала ключевых игроков из области недвижимости, девелопмента, проектирования, банковского и аналитического секторов.
несмотря на отмену льготной ипотеки, продажи в компании показали рост 13 %, в августе показатель упал до 1 %, а в сентябре вырос до 5 %. Неравномерную динамику в ТЕХНОНИКОЛЬ объясняют усталостью рынка, вызванной небывалой активностью и спросом 2023 года.
Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров сфокусировал внимание на ключевых финансовых рисках, оказывающих влияние на бизнес. Помимо валютных курсов, к таким относятся ужесточение кредитно-денежной политики, транзакционные издержки при экспорте и импорте, кадровый дефицит, рост тарифов естественных монополий и удорожание ресурсов и логистических услуг.
Руководитель «Циан.Аналитики» Алексей Попов отметил, что рынок недвижимости на снижение доступности ипотеки отреагировал падением спроса на 40 % по сравнению с фоновыми значениями прошлого года.
Евгений Высоцкий, исполнительный директор СМПРО, руководитель проекта «PRO рынок стройматериалов», посвятил свое выступление анализу причин роста стоимости жилья. Согласно представленному исследованию, за последние пять лет стоимость строительных материалов и строительно-монтажных работ, включая строительные материалы, выросла в 1,5 раза, при этом так называемые прочие составляющие (прибыль девелоперов и лендлордов, инженерные коммуникации, подключение к сетям, выплаты по кредитам, реклама) выросли в 3,7 раза и достигли в цене квадратного метра 54%.
После блока аналитики в рамках конференции состоялась дискуссия «Ипотека. Что будет с рынком недвижимости после отмены льгот?». Открыл ее Алексей Войлуков, МВА-профессор бизнес-практик по цифровым финансам РАНХиГС, который отметил, что льготные программы кредитования привели к перегреву рынка. Отмена безадресных льготных программ, а также ужесточение семейной и ИТ-ипотеки вкупе с высокой стоимостью кредита привели к тому, что воспользоваться кредитными средствами могут буквально единицы.
Сергей Лобжанидзе, директор bnMAP.pro, подчеркнул, что дорогие кредиты тормозят развитие бизнеса в целом. В массовом сегменте зависимость от ипотеки очень высока, поэтому сокращение доступности ипотечных кредитов неизбежно приводит к падению продаж.
Екатерина Коган, директор департамента маркетинга «ФСК Family», рассказала об инструментах привлечения клиентов. Это беспроцентная рассрочка, кешбэк от застройщика, рассматриваются возможности лизинга, цифровые финансовые активы как альтернатива депозитам.
Татьяна Боева, руководитель отдела ипотечного кредитования ГК «Гранель», рассказала о программе рассрочки на первый взнос. Она дает возможность клиенту за 10 месяцев накопить средства на первый взнос.
Олеся Дзюба, руководитель отдела аналитики группы «Самолет», рассказала о программе трейд-ин, которая позволяет улучшить условия жилья с учетом имеющей недвижимости.
Павел Брызгалов, заместитель директора по разработке продукта ГК «А101», открыл следующую дискуссию «Что хочет покупатель квартиры?». Павел отметил, что ключевой фактор, на который обращает внимание клиент, — городская среда и инфраструктура, а планировки и благоустройство — это, скорее, базовой уровень потребностей. Григорий Зудилин, руководитель отдела реализации «Север» ГК «Гранель», рассказал, что в массовом сегменте в области планировочных решений увеличился спрос на евроформат. Но общим для всех остается функциональность и эргономика, возможность отдыха внутри своего жилища.
Олеся Дзюба, руководитель отдела аналитики группы «Самолет», отметила, что на предпочтения влияют региональные особенности, а также сервисные программы, которые позволяют оставаться с клиентом на связи в течение всей сделки.
Екатерина Гельфанд, CEO Умного дома Sber, рассказала о системах автоматизации быта, о возможностях платформы.
Следующую дискуссию посвятили теме «Современные решения для строительства и ремонта». Дмитрий Апанасенко, руководитель направления «Домокомплекты» ТЕХНОНИКОЛЬ, рассказал о модульных решениях компании, представил фасадные и кровельные панели, которые могут применяться при строительстве многоквартирных домов. Эксперты компании также предлагают поддержку в области инженерной проработки при интеграции модульных решений при строительстве крупных объектов.
Продолжением начатого разговора стала следующая дискуссия «Изменения на рынке ИЖС». Александр Лобач, руководитель направления подразделения «Индивидуальное жилищное строительство» АО «ДОМ.РФ», затронул тему внедрения механизма эскроу счетов в ИЖС. По данным «ДОМ.РФ», благодаря этой новации доля граждан, отдающих предпочтение строительству с привлечением профессионального подрядчика, увеличится в 3 раза - с 13 до 39%».
Владислав Копица, основатель бизнес-экосистемы Open Village, представил самые популярные технологии строительства, среди которых лидерами являются газобетон, клееный брус и каркасно-панельная технология. Самая востребованная площадь — 100–120 м². В ближайшие два года, согласно прогнозам, платежеспособность потребителей сохранится. А вот среди застройщиков есть основания ожидать волну банкротств.
Екатерина Коган, директор департамента маркетинга «ФСК Family», отметила, что на сегодняшний день стоимость квадратного метра в доме в коттеджном поселке комфорт-класса с инфраструктурой на 20–30 % процентов ниже квадратного метра в квартире в схожей локации.
Николай Госман, основатель GOSMAN DEVELOPMENT, сооснователь SREDA BUSINESS RESORT, рассказал о проекте городов-курортов. Это своего рода коттеджный поселок, внутри которого создана именно курортная инфраструктура: рестораны, спа-зоны, зоны для активного отдыха. Такой формат позволяет расширить аудиторию и привлечь покупателей, которые предпочитают сдавать в аренду купленные дома, причем делать это могут как самостоятельно, так и с привлечением управляющей компании.
Посмотреть онлайн-конференцию можно по ссылкам:
https://youtube.com/live/k37iRS99p3A
https://rutube.ru/video/ac0e7a265b4883877f785277e1a1c113/